О ПРОЕКТЕ
Бережливая поликлиника
В октябре 2016 года по инициативе Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерациистартовал пилотный проект по совершенствованию системы оказания первичной медико-санитарной помощи «Бережливая поликлиника» (далее – пилотный проект)
. Пилотный проект реализован Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» с целью внедрения в повседневную практику медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, технологий бережливого производства (lеаn-технологий), способствующих созданию пациентоориентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятной производственной среды по направлениям: обеспечение безопасности и качества, исполнение заказов, устранение потерь и сокращение затрат, создание корпоративной культуры.Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 26.07.2017 утвержден паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (далее – приоритетный проект).
«Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» – медицинская организация, ориентированная на потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной
ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов, организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, создающая позитивный имидж медицинского работника, организация оказания медицинской помощи в которой основана на внедрении принципов бережливого производства в целях повышения удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи, эффективного использования ресурсов системы здравоохранения.
Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь – комплекс мероприятий, направленных на соблюдение приоритета интересов пациента, организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг, повышение удовлетворенности уровнем оказанных услуг, сокращение нагрузки на медицинский персонал за счет повышения эффективности деятельности медицинской организации, переходом на электронный документооборот, сокращением объема бумажной документации.
Бережливое производство – концепция управления, основанная на устранении всех видов потерь путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала. По состоянию на 31.12.2018 приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (далее – приоритетный проект) реализуется в 52 субъектах Российской Федерации, из них 19 субъектов Российской Федерации реализуют проект на инициативной основе.
С 2019 года приоритетный проект становится частью одного из восьми федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение» – «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (далее – федеральный проект), целью которого будет являться завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных
пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную
помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу и пр.
Реализация федерального проекта запланирована на 2019 – 2024 годы включительно. В создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» будут участвовать 85 субъектов Российской Федерации, более 6,5 тыс. поликлиник будут использовать бережливые технологии в своей деятельности.
Основные цели проекта:
1. Перераспределение нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом;
2. Оптимизированная логистика движения пациентов с разделением потоков на больных и здоровых;
3. Переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации
4. Сократить время нахождения пациента в поликлинике (отсутствие потерь времени пациента на уточнение нахождения в регистратуре медицинской карты).
5. Наличие всех медицинских карт в Картохранилидище.
6. Снижение количества негативных отзывов пациентов.
7. Сокращение времени ожидания пациентов доврачебного кабинета записи на прием к врачу и оформления медицинской документации (направление на ФЛГ, анализы, в случаях, когда первичный осмотр врача не требуется).
8. Повышение выявляемости и своевременность взятия на диспансерный учет пациентов с впервые выявленной АГ.
9. Повышение выявляемости старческой астении у пациентов старше 75 лет.
10. Повышение доступности (сроков ожидания) записи на прием к врачу за счет перераспределения нагрузки между врачебным и доврачебным приемом.
11. Сократить сроки оформления документов во МСЭ.
12. Увеличение времени, затраченного участковым врачом терапевтом на работу с пациентом (беседу, осмотр).
Основные задачи проекта:
1. Эффективное использование площади МО
2. Сокращение времени ожидания пациентом получения медицинских услуг;
3. Повышение удовлетворенности пациентов качеством и сроками получения услуг МО;
4. Устранение всех видов потерь в процессах (ожидание, лишние отчеты и учетные документы, лишние хождения и т. д. ).
5. Равномерное распределение функциональных обязанностей между врачами и средним медицинским персоналом;
6. Стандартизация лечебно-диагностических процессов
7. Оптимизация информационных потоков, устранение дублирования и избыточного ручного труда;
8. Увеличение сохранности и доступности медицинских карт пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (ф №025/у).
9. Выделение блоков потенциально "здоровых" и потенциально "больных" пациентов